«День одной улицы» - уникальный проект, благодаря которому харьковчане могут узнать больше о родном городе, повеселиться, а также – поесть. Мы поговорили с со-организаторомфестиваля Юлией Индык, которая подвела итоги уходящего года и поделилась планами на будущий.
- Расскажите, пожалуйста, о мероприятиях, которые проходили в этом году? На всех ли был фуд-корт?
- Фестиваль "День одной улицы" стартовал в сентябре 2015 года. Во дворике и здании Старого цирка у нас были лекции, экскурсии, выступление детской цирковой студии. Организацией фуд-корта я занималась сама, у нас тогда было 12 представителей кафе и ресторанов.
Потом фестиваль начал расти, мы уже не успевали все делать своими руками, поэтому стали приглашать профессионалов, которые технически закрывают так сказать "съедобную" часть.
В этом году у нас было три фестиваля: на улице Гоголя в феврале, на улице Искусств в апреле и на улице Университетской в конце октября. Зимой это был «Городской пикник» - они приглашали участников, брали на себя техническую часть. В апреле мы сами ставили фут-корд – он был небольшой: кофе-машины и одна большая палатка с мясом и рыбой на мангале. В последний раз нам помогали организаторы Лук-феста.
- Выбор участников лежит на ваших плечах?
- Да, мы ставим определенные условия. Поскольку у нас в основе – экскурсии, мы отказались, например, от шашлыков, поскольку это дым на всю улицу, запахи – то, что мешает гостям.
Это должна быть обязательно "уличная еда", а не что-то ресторанное: хот-доги, гамбургеры, жаренное мороженое – все то, что представляет эту культуру.
- Какие у вас есть критерии?
- Это должно готовиться очень быстро. В основном, это должны быть горячие блюда и напитки, желательно, чтобы они помещались в одну руку. Ну и плюс - красивое оформление самой точки. Сейчас, например, становится популярной культура фуд-трака. И в оформлении, и в наполнении той продукции, которую они выдают. Думаю, к следующему фестивалю мы увеличим количество фуд-траков среди участников.
- Каково оптимальное соотношение «хлеба и зрелищ»?
- Мы считаем, что зрелища с "хлебом"вкуснее. Фестиваль длится целый день, к нам приходят разные поколения – естественно, они не идут только на экскурсии. Люди приходят гулять, отдыхать. Мы считаем, что еда – это не основополагающая, но одна из основных составляющих, ей обязательно уделяется не менее 20-30% всего фестиваля.
- А что касается познавательной части?
- Она зависит от тематики улицы. Когда фестиваль проходил зимой на улице Гоголя, естественно, там фуд-корт занимал 70%, потому что это был ярмарочный формат - гоголевские гуляния. Там был больше упор на еду, на ярмарку. Дальше у нас была улица Искусств – на которой мы представляли все виды искусства. Нам хотелось больше представить визуальное искусство, а не экскурсии, тк в Харькове очень много талантов. Специально под фестиваль создавалисьуличные скульптуры, графика, витражи.
Последний фестиваль был посвящен просвещению, поскольку на этой улице был первый университет, там есть аудитория Ландау, в которой он преподавал, библиотека редкой книги – поэтому сделали упор на экскурсии в большей степени, чем на еду и развлечения, то есть сама улица несет в себе основную идею.
- Для участников фуд-корта стать частью вашего фестиваля - это платно?
- Да, безусловно, поскольку для организаторов это одна из форм заработка. Цена формируется, в первую очередь, из того, что нужно самим участникам. Если это фуд-трак или у участников есть своя палатка, свое оборудование – то, естественно, цена для них меньше. Если это участник, который требует установки палатки, столов, плюс подключения электропитания (в зависимости от мощности, которая ему требуется) – формируется основа цены, которая покрывает затраты. И уже сверху мы делаем надбавку – ту прибыль, которую хотим получить.
Еще мы учитываем цены, которые стоят у арендаторов, поскольку понимаем, что кофе-машина, условно, не может платить 2 тысячи за день – такой участникплатит 600-700 гривен. Все что касается еды – около 1000 грн.
- Что касается палаток: у вас они собственные или вы их берете в аренду?
- У нас палаток и специального оборудования нет, поэтому мы и сотрудничаем с организаторами различных фестивалей уличной еды. Поскольку это профильные фестивали, они предоставляют столы, палатки, места для еды.
В Харькове есть фестивали «Городской пикник», «Лук» (или Look) и «Go-Go food». Мы дружим с их организаторами и всегда помогаем друг другу.
- Если оценивать фестивали, по вашему ощущению – какой из них был самым успешным?
- На мой взгляд, это «Городской пикник», который последнее время проходил каждый месяц на стадионе «Динамо». У организаторов - все свое: палатки, оборудование, столы, они уже сделали много брендинговой продукции. Да, у них платный вход. Я считаю, что это очень правильно, поскольку это дает возможность получить только целевую аудиторию. Мы общественная не прибыльная организация – у нас все деньги, заработанные на фуд-корте, идут на организацию фестиваля. То есть, цель: не заработать, а провести. В то время, как фестиваль еды – это коммерческое мероприятие, он должен покрывать затраты и приносить прибыль. Организаторы должны получить максимум и от участников, и от гостей - это нормально.
Одно дело, если вы приходите на фестиваль с бесплатным входом, где нет никакой зоны отдыха. И другое дело, как на «Городском пикнике»: организаторы закупили мягкие пуфы, столы, размещают жидкость для обеззараживания рук, ставят биотуалеты. На входе вы платите не за еду, а за атмосферу: за то, чтобы всем хватало посадочных мест, чтобы было чисто. Чтобы проходили всевозможные кино-показы и концерты. То есть, за развлечения, которые окупаются от вашего входа. Все равно основа прибыли – аренда с торговых точек. А оплата за вход идет на организацию развлекательной программы.
- Какая, на ваш взгляд, адекватная стоимость входа для посетителей?
- Как рекомендуют организаторы разных фестивалей, в том числе – киевских, вход должен стоить не дороже, чем чашка кофе в кафе.
- А что касается цены за порцию, у вас есть какой-то максимум, который вы рекомендуете участникам?
- Нет. Это отдельный бизнес, цены участники формируют сами. Насколько я знаю, «Городской пикник» и «Go-Go food» рекомендовали своим участникам, чтобы самые дорогие блюда не стоили больше, чем 60-70 гривен. Естественно, растут цены, растет и этот порог. Это нужно чтобы больше людей могли себе позволить поесть на этом фестивале.
Мы же изначально не берем таких участников, у которых это может быть дороже. В нашем фестивале стоит учитывать, что он проходит на улице, где и так размещены кафе и рестораны.Гости фестиваля всегда могут пойти в кафе, которое уже есть на этой улице, мы тоже в этом заинтересованы,тк это развитие местного бизнеса. Ведь гости улицы – пришли, повеселились и ушли, а развитие малого бизнеса на этих улицах – это тоже одна из наших задач.
- А как вы коммуницируете с кафе и ресторанами, которые находятся на этих улицах?
- Мы просим все организации, которые находятся на улице: кафе, рестораны, даже банки и магазины, чтобы они тоже что-то проводили в этот день.
- Какое количество участников фестиваля, на ваш взгляд, является, оптимальным?
- В последний раз на Университетской у нас было пять участников. Это были небольшие участники. На улице Искусств это была одна большая палатка, но, кроме нее, были представлены 5 заведений, которые находятся на этой улице. И мы понимаем, что когда нам наши участники платят деньги, они хотят получить определенную прибыль. И мы берем на себя ответственность, когда их приглашаем к себе, что мы эту прибыль можем помочь получить. И нет смысла набирать огромное количество участников, если люди пойдут в заведения, которые находятся на улице. Это всегда дружеское соотношение.
- Как вас находят участники?
- Они подают заявки. Как только становится известна дата проведения фестиваля, наши партнеры и мы размещаем объявления на страницах в социальных сетях. Все друг друга знают, поэтому все это довольно быстро становится известным. Когда к нам обращаются участники, мы отбираем их так, чтобы не было 15 кофе-машин и 4 хот-догов, должно быть разнообразие. И по максимуму не повторяющаяся кухня.
У нас нет любимчиков, потому что каждый раз хочется разнообразия. Мы - не фестиваль еды, и не можем себе такого позволить. Если фестиваль еды может позволить себе до 30-40 участников, и это на 95% повторяющиеся участники, которые составляют их прибыль, то у нас в несколько раз меньше. Мы стараемся, чтобы каждый раз были новые участники, и гостям, которые к нам приходят, было интересно.
-А что касается трендов уличной еды – вы следите за ними?
- Конечно. Слава богу, сейчас уходят гамбургеры.
Сейчас приходит что-то интересное: жареное мороженое, какой-то интересно оформленный борщ. Сэндвичи и хот-доги в разных вариациях – это та же самая еда, но в новой форме. На последнем фестивале участник представил хот-доги в хлебе, а не в булочках.
- А есть ли разница в организации фуд-корта зимой и летом?
- Зимой - это в основном глинтвейны, горячие напитки и больше горячей еды. Летом это мороженое, прохладительные напитки, что-то легкое и фруктовое.
- Предлагаете ли вы какие-то дополнительные услуги зимой, например, обогреватели?
- Стараемся. На сколько я знаю, «Пикник» предоставлял участникам обогреватели, потому что фестиваль проходил, когда на улице было -15.
- А что касается ваших фестивалей, в рамках какого из них фуд-корт удался лучше всего?
- Наверное, это фестиваль на улице Гоголя. Там были фонарики, белые платки, ярмарочные активности. Были участники из Одессы, с блюдами из морепродуктов.
- А когда вы приглашаете участников из других городов, вы обращались к ним адресно?
- Да, этим тогда занимался «Городской пикник». У них уже есть своя база – и они адресно делают рассылку.
- Давайте поговорим о ваших планах, когда будет следующий фестиваль День одной улицы?
- Ближайший фестиваль будет весной. Скорее всего, в апреле. Мы решили не делать зимой фестиваль – участникам тяжело и холодно находиться на улице целый день.
Также мы планируем небольшой ребрендинг самого фестиваля. В следующем году мы хотим сделать фестиваль в других городах – у нас уже есть желающие.
- А что касается вашего фестиваля в Харькове, на каком формате вы хотите остановиться?
- Я думаю, процентов 20 фестиваля будет занимать фуд-корт.
Мы еще не знаем, с кем будем сотрудничать, но точно не сами – если есть профессионалы, зачем это делать аматорам?